25.03.2024
Статистика благополучателей
31.03.2023
При поддержке Фонда Президентских грантов
17.02.2023
В рамках проекта при поддержке Фонда Президентских грантов
30.08.2022
Взаимодействие в области медиации
01.08.2022
При поддержке Фонда Президентских грантов
|
Профессиональный стандарт "Специалист в области медиации"
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист в области медиации
I. Общие сведения
Альтернативное урегулирование споров (медиация)
|
|
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
|
Урегулирование конфликтов и споров с помощью процедуры медиации (альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора).
|
Охватывает ключевые занятия (группы занятий):
|
2412
|
Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам
|
2429
|
Специалисты в области права, не вошедшие в другие группы
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
2310
|
Преподаватели колледжей, университетов и других вузов
|
2445
|
Психологи
|
|
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
|
67.20.9
|
Прочая вспомогательная деятельность в сфере страхования, кромеобязательного социального страхования
|
74.14
|
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
|
85.32
|
Консультирование по домашнему бюджету,
по вопросам брака и семьи
|
93.05
|
Предоставление персональных услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
- II.
|
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
|
Профессиональный стандарт содержит описание следующих трудовых функций:
|
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень квалификации
|
А
|
Ведение процедуры медиации
|
7-8
|
Информационно-организационная подготовка к проведению процедуры медиации
|
А/01.7
|
7
|
Конфликтологическое посредничество между сторонами в целях принятия сторонами решения о проведении медиации
|
А/02.8
|
8
|
Открытие медиативной сессии. Управление процедурой медиации
|
А/03.7
|
7
|
Организация и управление обменом позициями у сторон
|
А/04.7
|
7
|
Организация и управление дискуссией сторон. Контроль и управление эмоциональным состоянием участников медиации.
|
А/05.7
|
7
|
Содержательная и психологическая подготовка сторон к переговорам Организация и проведение индивидуальных
бесед медиатора со сторонами (кокусов)
|
А/06.7
|
7
|
Организация и проведение переговоров, направленных на разрешение конфликта/спора, на основе интересов
|
А/07.7
|
7
|
Выработка и согласование условий медиативного соглашения. Проверка соглашения на соответствие интересам
|
А/08.7
|
7
|
Завершение процедуры медиации
|
А/09.7
|
7
|
B
|
Ведение процедуры медиации в многосторонних конфликтах
|
8
|
Подготовка к проведению многосторонней медиации
|
B/01.8
|
8
|
Планирование процесса проведения многосторонней медиации
|
B/02.8
|
8
|
Внутригрупповая подготовка сторон конфликта к переговорам
|
В/03.8
|
8
|
Проведение совместных переговоров сторон в многосторонней медиации
|
В/04.8
|
8
|
Выработка и согласование условий медиативного соглашения.
|
В/05.8
|
8
|
Завершение многосторонней медиации
|
В/06.8
|
8
|
С
|
Обучение медиаторов
|
8
|
Планирование содержания и структуры обучения при подготовке медиатора общего профиля
|
C/01.8
|
8
|
Создание материально-технической базы и благоприятной обучающей среды для подготовки медиаторов
|
C/02.8
|
8
|
Организация деятельности обучающихся при подготовке медиаторов общего профиля, направленной на достижение результатов изучения предмета(ов)
|
C/03.8
|
8
|
Создание и поддержание групповой атмосферы, благоприятной для достижения учебных задач
|
C/04.8
|
8
|
Обеспечение усвоения необходимых медиатору знаний, умений и навыков
|
C/05.8
|
8
|
Организация работы группы обучающихся при подготовке медиаторов
|
C/06.8
|
8
|
Контроль и оценка процесса и результатов освоения программы подготовки медиаторов
|
C/07.8
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- III. Характеристика обобщенных трудовых функций
|
3.1. Обобщенная трудовая функция:
|
Наименование
|
Ведение процедуры медиации
|
Код7
|
|
Уровень квалификации8
|
7-8
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
Возможные наименования должностей
|
Медиатор
Медиатор, специализирующийся в конкретной отрасли
|
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование
Специализированное высшее образование направления подготовки Конфликтология – 37.03.02 (уровень бакалавриата)
и 37.04.02 (уровень магистратуры).
Программа дополнительного профессионального образования «Основы медиации. Базовый курс» не менее 120 часов
Повышение квалификации объемом не менее 10 часов раз в 2 года
|
Требования к опыту практической работы
|
В случае специализации в конкретной отрасли опыт как минимум проведения 5 проведенных медиаций соответствующей отрасли
|
Особые условия допуска к работе
|
Возраст от 25 лет
Наличие дееспособности
Отсутствие судимости
Членство в СРО медиаторов
Начальная стажировка (объемом не менее 10 часов) с заключением супервизора СРО медиаторов о допуске к практической деятельности
|
Дополнительные характеристики
|
Наименование документа
|
код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2412
|
Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
2429
|
Специалисты в области права, не вошедшие в другие группы
|
2445
|
Психологи
|
2310
|
Преподаватели колледжей, университетов и других вузов
|
ЕТКС, или ЕКС
|
-
|
-
|
ОКСО, ОКНПО или ОКСВНК
|
-
|
-
|
|
3.1.1. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Подготовка к проведению процедуры медиации
|
Код7
|
А/01.7
|
Уровень квалификации8
|
7
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Получить заявку на медиацию или самостоятельно выбрать спор/конфликт
Собрать информацию о конфликте и осуществить предварительный анализ конфликта, его структуры и стадии развития
Определить медиабельность конфликта и баланс сил сторон
Определить форму участия третьей стороны: примирительная процедура или медиация
Определить отраслевую специализацию конфликта
Определить количество медиаторов, необходимое для эффективной работы
|
Необходимые умения
|
Анализировать развивающуюся ситуацию конфликта, его структуру и стадию, интенсивность развития
Различать методы работы с конфликтом и уметь выбирать адекватный метод, применимый к данной ситуации
Собирать информацию об участниках конфликта
Понимать отраслевую особенность конфликта
Определять медиабельность конфликта/спора
Определять форму участия третьей стороны
Работать в ко-медиации
|
Необходимые знания
|
Законодательство о медиации: Федеральный закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) № 193-ФЗ от 27.07.2010 г.; изменения и дополнения к закону; прочие нормативно-правовые акты о медиации
Основы гражданского права
Основы конфликтологии
Порядок определения медиабельности конфликта
Принципы медиации
Кодекс профессиональной этики медиатора
Технология процедуры медиации
Способы внесения предложения о медиации
Основные понятия переговорного процесса
Особенности коммуникация в конфликте
Знание делопроизводства примирительных процедур
Особенности проведения медиации с учетом отраслевой специфики
Особенности проведения ко-медиации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.2. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Конфликтологическое посредничество между сторонами в целях принятия решения о проведении медиации
|
Код7
|
А/02.8
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Установить контакт с каждой стороной
Организовать и провести первые отдельные встречи со сторонами
Выявить интересы, опасения и ожидания каждой стороны
Информировать каждую сторону о возможностях медиации
Отработать сопротивление и рационализировать с каждой из сторон ситуацию и ее отношение к конфликту
Предложить медиацию и обсудить необходимые условия и мероприятия по ее подготовке
Сформировать и согласовать в раздельных встречах со сторонами правила проведения конкретной процедуры медиации
Определить ресурсы сторон и затраты на медиацию
Провести отдельные встречи с представителями сторон для разъяснения их роли в медиации
Договориться о контактах, работе с информацией и информированием обеих сторон
Провести действия по выравниванию баланса сил сторон
Осуществить конфликтологическое посредничество в челночной последовательности встреч со сторонами (консилиации)
Согласовать и подготовить необходимые документы для осуществления процедуры медиации
Договориться со сторонами о составе участников, месте и времени проведения медиации
|
Необходимые умения
|
Осуществлять адекватную коммуникацию со сторонами и иными участниками конфликта
Владеть различными способами установления контакта со сторонами
Быстро и адекватно реагировать на неожиданное изменение ситуации
Распознавать и нейтрализовывать манипуляции сторон
Работать с возражениями
Соблюдать психическую уравновешенность, нейтральность, равноправное отношение, деликатность, доброжелательность, вежливость, настойчивость в ситуациях агрессии и неопределенности
Владеть методами быстрого сбора информации
Управлять межличностной коммуникацией
Применять техники эффективной коммуникации
Применять вопросы в целях урегулирования коммуникации
Сохранять конфиденциальность
|
Необходимые знания
|
Законодательство о медиации: Федеральный закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) № 193-ФЗ от 27.07.2010 г.; изменения и дополнения к закону; прочие нормативно-правовые акты
Основы гражданского права
Основы конфликтологии
Порядок определения медиабельности конфликта
Принципы медиации
Кодекс профессиональной этики медиатора
Технология процедуры медиации
Основные понятия переговорного процесса
Особенности коммуникации в конфликте
Особенности проведения медиации с учетом отраслевой специфики
Особенности проведения ко-медиации
Основы делопроизводства Этический кодекс медиатора
Основы социальной коммуникации
Основы делопроизводства (ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов»
Основные (базовые) офисные программы (текстовые редакторы и программы составления презентаций)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.3. Трудовая функция
|
Наименование
|
Открытие медиативной сессии. Управление процедурой медиации
|
Код7
|
3/03.7.
|
Уровень квалификации8
|
7
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудовые действия
|
Подготовить место проведения переговоров и проконтролировать его соответствие предстоящей работе
Открыть переговоры в форме медиации
Выяснить наличие сторон и их способности/возможности вести переговоры, проверить полномочия
Создать атмосферу доверия, чувства безопасности и равноправия участия в переговорах
Ввести переговорную процедуру и получение согласия сторон на ее применение
|
Необходимые умения
|
Организовать и поддерживать контакт со сторонами
Организовывать этичный процесс взаимодействия участников во время процедуры медиации
Информировать участников об их ролях, роли медиатора, правах и обязанностях, ответственности на переговорах
Сдерживать агрессию сторон
Управлять общением сторон
Распознавать, рефлексировать и корректировать эмоциональное состояние участников процедуры медиации
Сохранять нейтральность, беспристрастность в отношении сторон и предмета спора
|
Необходимые знания
|
Особенности организации помещения и среды для проведения медиации
Принципы медиации
Технология процедуры медиации
Основные понятия переговорного процесса
Особенности коммуникации в конфликте
Особенности работы с конфликтными участниками, противодействие агрессии и манипуляциями
Содержание вступительной речи медиатора в целях формирования переговорной процедуры
Особенности проведения ко-медиации
Кодекс профессиональной этики медиатора
|
|
|
3.1.4. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Организация и управление обменом позициями у сторон
|
Код7
|
3/04.7
|
Уровень квалификации8
|
7
|
|
Происхождение трудово
функции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Обратить внимание сторон на необходимость соблюдения вежливости и информировать их о содержании процедуры медиации
Удерживать слушающую сторону от реплик, оценки и своего понимания конфликта/спора
Определить сторону, первой представляющую в процессе презентации свое видение конфликта/спора и свою позицию
Дать структурированную обратную связь первой стороне после презентации
Осуществить презентацию второй стороны
Осуществить структурированную обратную связь второй стороне
Добиваться достоверности информации и понимания её сторонами
|
Необходимые умения
|
Владеть процедурой медиации
Сдерживать агрессию и манипуляции
Управлять кризисными ситуациями
Управлять процедурой переговоров
Соблюдать нейтральность
Применять метод структурированной обратной связи
|
Необходимые знания
|
Принципы медиации
Кодекс профессиональной этики медиатора
Технология процедуры медиации
Особенности коммуникации в конфликте
Особенности работы с конфликтными участниками, противодействие агрессии и манипуляциями
Виды слушания в консультировании
Особенности проведения ко-медиации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.5. Трудовая функция
Наименование
|
Организация и управление дискуссией сторон. Контроль и управление эмоциональным состоянием участников медиации
|
Код7
|
А/05.7.
|
Уровень квалификации8
|
7
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудовые
ействия
|
Организовать обсуждение сторонами понимания конфликта
Осуществлять контроль и управление эмоциями сторон
Организовать уточнение сторонами позиций
Организовать получение сторонами дополнительной информации о конфликте
Осуществлять помощь в определении основных вопросов переговоров процедуры медиации
Формировать и согласовывать временной регламент проведения конкретной процедуры медиации
|
Необходимые умения
|
Контролировать эмоции
Управлять дискуссией
Владеть процедурой медиации
Сохранять нейтральность
Получать информацию
Обеспечивать баланс сил сторон
Добиваться снижения агрессивности и эмоций сторон
|
Необходимые знания
|
Принципы медиации
Кодекс профессиональной этики медиатора
Технология процедуры медиации
Особенности межличностной коммуникации
Техника безопасности при работе с людьми, имеющими проблемы психического здоровья
Гендерные особенности коммуникации
Работа с сопротивлением, агрессией и манипуляциями
Методы получения информации в процессе общения
|
|
|
3.1.6. Трудовая функция
|
Наименование
|
Содержательная и психологическая подготовка сторон к переговорам. Организация и проведение индивидуальных бесед медиатора со сторонами (кокусов)
|
Код7
|
А/06.8.
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Организовать проведение индивидуальных бесед
Создать благоприятный психологический климат и атмосферу доверия
Организовать со стороной анализ последствий и ее ответственности в случае срыва переговоров
Выявить и определить конфиденциальную информацию
Выявить интересы сторон или оказать помощь стороне в конкретизации интересов
Ранжировать интересы по значимости
Помочь стороне в выдвижении предложений по урегулированию или разрешению конфликта
Проверить на реалистичность предложения и сортировать их по степени значимости для решения конфликта
Помочь стороне понять роль и значение другой стороны в достижении своих интересов
Помочь стороне выйти на совместное с другой стороной решение
Помочь сформировать темы для обсуждения на переговорах
Определить со стороной возможность и темы посредничества в случае необходимости
Осуществить посредничество по конкретному вопросу с соблюдением принципов и правил медиации
Подготовить стороны к выдвижению предложений на переговорах
|
Необходимые умения
|
Формировать благоприятный психологический климат и создавать атмосферу доверия
Сохранять конфиденциальность
Сохранять нейтральность
Противодействовать манипуляциям и психологическому присоединению
Выявлять, понимать причины и преодолевать сопротивление сторон предложениям друг друга
Слушать и слышать
Использовать вопросы с целью определения интересов, организации рефлексии, определения предложений, проверки на реалистичность, рефрейминга позиций у стороны во время индивидуальной беседы
Ранжировать интересы
Проявлять настойчивость и деликатность
Расширять ресурсы сторон
Осуществлять посредничество в рамках принципов медиации
Работать с предложениями стороны по урегулированию/разрешению конфликта
Формировать темы обсуждения на переговорах
|
Необходимые знания
|
Принципы медиации
Технология процедуры медиации
Особенности межличностной коммуникации
Основы переговорного процесса
Технология использования вопросов для выявления интересов и получения информации
Технология рефрейминга в трансформации конфликта
Регламент проведения процедуры медиации
Кодекс профессиональной этики медиатора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.7 Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Организация и проведение переговоров, направленных на разрешение конфликта/спора, на основе интересов
|
Код7
|
А/07.7
|
Уровень квалификации8
|
7
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Открыть переговоры
Зафиксировать процедурную нейтральность медиатора
Сформировать повестку дня
Организовать презентацию предложений
Организовать дискуссию по предложениям
Организовать поиск компромисса или интеграцию
Помочь сторонам в достижении договоренности
|
Необходимые умения
|
Управлять переговорным процессом
Управлять очередностью выдвижения предложений и удержания в рамках сформированных тем обсуждения
Проверять предложения на реалистичность
Преодолевать тупик на переговорах
Расширять ресурсы сторон
Поддерживать баланс сил
Распознавать и нейтрализовывать манипуляции
Соблюдать конфиденциальную информацию
|
Необходимые знания
|
Технология процедуры медиации
Принципы медиации
Основные понятия переговорного процесса
Теория компромисса
Методы переговорной аргументации
Кодекс профессиональной этики медиатора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.8. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Выработка и согласование условий медиативного соглашения. Проверка соглашения на соответствие интересам сторон
|
Код7
|
А/08.7.
|
Уровень квалификации8
|
7
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Проверить соответствие предлагаемого соглашения интересам сторон
Проверить принятые сторонами предложения на реалистичность
Проверить наличие в соглашении гарантий и санкций
Организовать составление сторонами единого текста медиативного и/или мирового соглашения
Проверить соглашение на однозначность понимания текста
Организовать подготовку медиативного/мирового соглашения к подписанию сторонами
Обсудить действия сторон в случае затруднений исполнения соглашения или форс-мажора
Произвести правовую оценку текста соглашения
Проверить необходимость нотариальной и государственной регистрации медиативного соглашения
Организовать подписание соглашения/ний
Организовать совместное обсуждение документов и действий, необходимых после завершения медиации
|
Необходимые умения
|
Организовать и контролировать заключение медиативного соглашения
Проверить текст соглашения
Проверить в составленном соглашении реалистичность, обязательств, гарантий и санкций
Организовать подготовку текстов медиативного (и мирового) соглашения
|
Необходимые знания
|
Законодательство о медиации: Федеральный закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) № 193-ФЗ от 27.07.2010 г.; изменения и дополнения к закону; прочие нормативно-правовые акты
Кодекс профессиональной этики медиатора
Особенности проведения медиации с учетом отраслевой специфики
Основы делопроизводства.
Виды эмоционального реагирования
Основы теории переговоров
Способы поиска совместных решений
Виды оформления соглашений и способы их закрепления
Критерии прочного взаимовыгодного соглашения и способы его проверки
Факторы возникновения постконфликта и способы его профилактики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.9. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Завершение процедуры медиации
|
Код7
|
А/09.7.
|
Уровень квалификации8
|
7
|
|
Происхождение трудовой
ункции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Организовать подписание медиативного/мирового соглашения
Обсудить действия сторон в случае осуществления примирительной процедуры для подачи мирового соглашения в суд
Обсудить взаимодействие сторон по выполнению медиативного/мирового соглашения
Проконтролировать подписание медиативного соглашения/мирового соглашения
Произвести проверку подписанного соглашения по 3-м видам переговорной удовлетворенности (психологическому, процедурному, содержательному)
Вернуться к переговорам вследствие выявления дисбаланса сил или неучтенного интереса/ов
Завершение процедуры медиации
|
Необходимые умения
|
Владеть технологией медиации
Регулировать взаимоотношений представителей сторон и самих сторон на завершающем этапе
Владеть методами обратной связи при подведении итогов
Владеть процедурой завершения медиации
|
Необходимые знания
|
Законодательство о медиации: Федеральный закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) № 193-ФЗ от 27.07.2010 г.; изменения и дополнения к закону; прочие нормативно-правовые акты
Основы переговорного процесса
Основы делопроизводства. Основы когнитивной психологии
Основы психологической коррекции установок и восприятия
Основы социальной психологии и этология
Виды эмоционального реагирования
Основы теории переговоров
Способы поиска совместных решений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Обобщенная трудовая функция:
|
|
Наименование
|
Проведение многосторонней медиации
|
Код7
|
|
Уровень квалификации8
|
7-9
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Медиатор многосторонней медиации
Ко-медиатор многосторонней медиации
Координатор группы медиаторов
|
|
Требования к образованию и обучению7
|
Высшее образование
Программа дополнительного профессионального образования «Основы медиации. Базовый курс» не менее 120 часов
Специальный курс «Многосторння медиация» объемом не менее 72 часов.
Ежегодное повышение квалификации объемом не менее 10 часов или участие в супервизионных группах медиаторов-практиков не реже 1 раза в год
Прохождение повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее 10-ти двухсторонних медиаций
Не менее 5 многосторонних медиаций, проведенных при участии медиатора-супервизора супервизора с заключением СРО или объединения медиаторов о допуске к практической деятельности
|
Особые условия допуска к работе
|
Возраст от 25 лет
Наличие дееспособности
Отсутствие судимости
Членство в СРО медиаторов
|
Дополнительные характеристики
|
Наименование классификатора
|
код
|
наименование
|
ОКЗ7
|
2442
|
Социологи и специалисты родственных профессий
|
2429
|
Специалисты в области права, не вошедшие в другие группы
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
2445
|
Психологи
|
ЕТКС7 или ЕКСД7
|
|
|
ОКСО, ОКНПО или ОКСВНК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2.1. Обобщенная трудовая функция:
|
Наименование
|
Подготовка к проведению многосторонней медиации.
|
Код7
|
B/01.8
|
Уровень квалификации8
|
8-9
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
Трудовые действия
|
Уточнить цели и запрос обратившейся стороны или заказчика
Определить медиабельность конфликта и/или условий, необходимых для сохранения или обеспечения медиабельности
Определить место переговорного процесса и медиации среди других действий по преодолению существующей проблемной ситуации
Провести анализ конфликта: особенностей структуры и динамики конфликта. Выявление альянсов, коалиций и определение структуры взаимоотношений между сторонами
Определить условия, необходимые для проведения медиации
Провести работу с представителями групп о необходимости проведения консультаций для преодоления кризисных ситуаций и остановки односторонних действий
Заключить соглашение об организации проведения медиации с инициатором медиации
Создать условия и осуществить договоренность о прекращении односторонних действий и/или приостановлении судебного разбирательства на период проведения медиативных мероприятий
Заключение соглашения об участии
в многосторонней медиации
|
Необходимые умения
|
Уметь проводить конфликтологический анализ многостороннего конфликта
Выявлять и использовать индикаторы эскалации конфликта
Организовывать и проводить переговоры об остановке насилия и приостановке деструктивных действий
Слушать, понимать и оценивать получаемую информацию
Быстро налаживать отношения и завоевывать доверие
Находить и использовать информацию об истории конфликтной ситуации, ее участниках, их взаимоотношениях, действиях и внешних условиях, в которых они осуществляются
Входить в контакт с субъектами внешней среды, принимающими участие в развитии конфликта
Различать позиции и интересы и способствовать переходу сторон на уровень интересов
Применять методы отработки эмоций и эмоциональной поддержки
Применять различные приемы проверки ожиданий на реалистичность
Применять навыки интервьюирования
Использовать приемы мотивирования
Составлять и применять опросники и тексты структурированного интервью
Обсуждать с представителями групп возможность проведения переговоров и необходимые для этого условия
Выявлять зоны разногласий, зоны отсутствия разногласий и зоны согласия у сторон и показывать их сторонам
Разъяснять процедуру многосторонней медиации, роли и функции сторон и медиаторов
|
Необходимые знания
|
Закон о медиации и существующие подзаконные акты
Структура и динамика конфликта
Технология исследования и анализа многостороннего конфликта
Основы социальной психологии
Основы прикладной конфликтологии
Типичные причины использования силового подхода в конфликте
Специфика, возможности и методы многосторонней медиации
Знание особенностей медиации, проводимой на разных стадиях конфликта
Типичные потери в результате конфликта
Методы построения и проведения интервью и проведения опросов
Методы контент-анализа
Методы работы с информацией и обработки данных
Методы аргументации и контраргументации
Типичные ролевые ожидания сторон в медиации и способы их конструктивной трансформации
Основы психологии конфликта
Особенности коммуникации в конфликте
Виды и возможности альтернативных методов разрешения споров
Технология исследования и анализа многостороннего конфликта
|
Другие характеристики
|
Уровень квалификации зависит от количества сторон, числа участников в каждой из сторон, сложности системы взаимоотношений между ними и роли медиатора (координатор, самостоятельный или рядовой участник)
В случае если стороны представлены единичными участниками, ряд трудовых действий сокращается
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2.2. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Планирование процесса проведения многосторонней медиации
|
Код7
|
|
Уровень квалификации8
|
8-9
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Выявить альянсы, коалиции и определить структуры взаимоотношений между сторонами
Разработать и согласовать со сторонами план и процедуру медиации
Организовать индивидуальные встречи с лидерами сторон и сформировать рабочую группу
Определить состав делегаций от сторон для участия в совместных сессиях медиации
Организовать группу из медиаторов, которая будет работать в конфликте
Провести совещание с медиаторами для определения процедуры медиации, координации деятельности, системы сбора и обмена информацией, действий в случае неотложной, кризисной ситуации, их функций и ролей
Совместно с группой ко-медиаторов разработать стратегию многосторонней медиации
|
Необходимые умения
|
Ставить и согласовывать цели
Организовать и контролировать систему формального и неформального мониторинга развития конфликта
Выявлять скрытые выгоды сторон от продолжения конфликта и определять их влияние на медиабельность случая
Планировать мероприятия и определять необходимое для их реализации время и место
Подготавливать и проводить групповое обсуждение
Применять методы фасилитации
Учитывать индивидуальные особенности ко-медиаторов при распределении функций
Работать в команде медиаторов
|
Необходимые знания
|
Стратегия работы с группами-участниками конфликта, с учетом типа группы
Последовательность выработки стратегии на основе произведенного анализа конфликта
Технология постановки целей
Возможности и методы многосторонней медиации
Причины конфликта, факторы, влияющие на его эскалацию
Социальная психология малых групп
Преимущества и сложности ко-медиации
Принципы и методы фасилитации
Основы продуктивной работы команды
Роли и функции членов команды
Методы переориентации сторон с противодействия на сотрудничество в конфликте
Методы принятия групповых решений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2.3. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Внутригрупповая подготовка сторон конфликта к переговорам
|
Код7
|
|
Уровень квалификации8
|
8-9
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Организовать обсуждение видения существующей ситуации и процесс выработки единой позиции в идентифицированных группах
Выявить опасения и ожидания групп-участниц конфликта
Выработать список вопросов для обсуждения в медиации и скорректировать его в зависимости от предложений других групп
Провести с группами обсуждение их позиций и определить интересы, стоящие за позициями
Организовать выработку предложений от каждой из сторон конфликта
Проверить предложения от группы на реалистичность
Выработать критерии пригодности предложений для каждой из сторон
Обсудить в группах понимание позиции, интересов и мотивации действий других участников конфликта
Выработать видение каждой стороной желаемого результата медиации
Организовать согласование режима соблюдения конфиденциальности
Организовать эффективное взаимодействие ко-медиаторов
|
Необходимые умения
|
Выявлять, понимать причины и преодолевать сопротивление сторон
Выявлять точки согласия сторон и акцентировать их в ходе медиации
Помогать сторонам в выработке списка вопросов для обсуждения
Предоставлять эффективную обратную связь сторонам
Исследовать вместе со сторонами сильные и слабые места в их позициях и альтернативных вариантах решения проблем
Применять различные приемы проверки представлений и предложений сторон на реалистичность
Применять методы отработки эмоций и эмоциональной поддержки
Выявлять скрытые или неосознаваемые интересы, помогать их осознанию и формулированию сторонами
Способствовать переходу сторон к работе на уровне интересов
Генерировать предложения и предъявлять их сторонам без давления
Держать удар и конструктивно противостоять агрессии
Применять методы фасилитации/модерации группового обсуждения
Использовать адекватные задачам и ситуациям виды вопросов и эффективно использовать другие коммуникативные навыки
Помогать сторонам находить скрытые ресурсы и использовать их в переговорах
|
Необходимые знания
|
Принципы и способы формирования повестки дня переговоров
Способы сближения позиций сторон и снижения их сопротивления предложениям друг друга
Особенности и технология принятия групповых решений
Виды карт конфликта, их возможности и методы их построения
Виды сопротивления и способы его преодоления
Методы поддержки клиентов и работы с эмоциями
Методы работы с возражениями, аргументации и контраргументации
Технология конструктивной мотивирующей обратной связи
Методы ненасильственной коммуникации и безобвинительного поведения
Способы выстраивания стратегии поведения в конфликте
Типы поведения, преимущества и технология ассертивного поведения
Методы работы с дисбалансом сил
Индивидуально-типологические, возрастные, гендерные и другие особенности поведения людей
Особенности групповой динамики
Виды переговоров и их специфические особенности
Способы выработки и проверки наилучших альтернатив решений
Координация группы медиаторов в многостороннем конфликте
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2.4. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Проведение совместных переговоров сторон в многосторонней медиации
|
Код7
|
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Ввести процедуру переговоров для участников общей сессии
Согласовать пункты повестки дня переговоров и порядка их обсуждения
Управлять процессом обсуждения предложений сторон и выработки вариантов
Организовать выбор и оптимальное сочетание методов работы в большой и малых группах и обмена информацией
Организовать выработку, согласование и применение критериев пригодности предложений сторон
Удерживать слушающие стороны от реплик, оценки и своего понимания конфликта/спора
Обеспечить соблюдение процедурных соглашений
Диагностировать переговорные ситуации и управлять необходимостью перехода в раздельный режим работы
Организовать процесс продвижения обсуждения в направлении выработки соглашения
Согласовать условия достижения договоренности
|
Необходимые умения
|
Выявлять, понимать причины и преодолевать сопротивление сторон предложениям друг друга
Переформулировать высказывания сторон так, чтобы они были понятны и не вызывали сопротивления у других сторон
Налаживать и поддерживать контакт со сторонами и между ними, выстраивать продуктивную коммуникацию, создавать атмосферу безопасности и уважения в ходе обсуждения
Выявлять и наглядно демонстрировать сторонам в ходе обсуждения зоны разногласий, зоны отсутствия разногласий и зоны согласия в их вариантах решения
Помогать сторонам отделять поведение участников от проблем
Поддерживать баланс сил в переговорах
Помогать сторонам строить и проверять гипотезы
Отслеживать, анализировать формулировки вариантов пунктов соглашения и прогнозировать возможные препятствия реализации рассматриваемых предложений
Сохранять нейтральность, служить моделью конструктивного поведения и противостояния агрессии
Помогать сторонам вырабатывать альтернативные варианты решений, сочетающие преимущества их предложений
Применять различные приемы проверки вариантов решения на реалистичность
Эффективно работать в команде ко-медиаторов
|
Необходимые знания
|
Особенности и технология принятия групповых решений
Методы работы с возражениями с использованием ненасильственной коммуникации и безобвинительного поведения
Виды трудных участников группового обсуждения и способы работы с ними
Особенности групповой динамики
Технология интегративных переговоров и способы обеспечение их преимуществ
Способы групповой выработки и проверки наилучших альтернатив решений
Виды соглашений и их специфические особенности
Горизонтальные, вертикальные и другие структурные виды переговоров и их применение в многосторонней медиации
Параметры прочного соглашения и способы их проверки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2.5. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Выработка и согласование условий медиативного соглашения
|
Код7
|
|
Уровень квалификации8
|
8-9
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Управлять составлением и корректировкой текста медиативного соглашения
Организовать проведение анализа соответствия пунктов интересам сторон, реалистичности его исполнения
Проверить точность понимания и условия выполнения соглашения сторонами
Организовать планирование мероприятий по реализации достигнутого соглашения
Организовать обсуждение рисков и возможных осложнений при реализации соглашения
Разработать систему контроля выполнения соглашения и взаимодействия сторон при возникновении нарушений выполнения соглашения
Организовать процедуру подписания соглашения
|
Необходимые умения
|
Контролировать процесс окончательной проверки и подписания соглашения
Отслеживать возникновение неконструктивных тенденций и манипуляций
Помогать сторонам в выработке и проверке плана реализации достигнутых соглашений
Проследить за обеспечением профилактики возникновения постконфликта
Выяснить степень удовлетворенности сторон результатом медиации
Провести процедуру завершения переговоров, выполнения соглашения
|
Необходимые знания
|
Цели и способы завершения многосторонней медиации
Виды оформления соглашений и способы их закрепления
Критерии прочного взаимовыгодного соглашения и способы его проверки
Виды санкций
Факторы возникновения постконфликта и способы его профилактики
Методы групповой оценки результатов переговоров и уровня удовлетворенности сторон
Способы невербального определения удовлетворенности сторон соглашением
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2.6. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Завершение многосторонней медиации
|
Код7
|
|
Уровень квалификации8
|
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Организовать и провести процедуру подписания соглашения
Сделать заключительное резюме медиаторов
Обсудить со сторонами возможность создания рабочей группы для организации системы мониторинга по выполнению мероприятий заключенного соглашения
|
Необходимые умения
|
Обеспечить соблюдение процедурных соглашений
Обеспечить продуктивную групповую работу по реализации мониторинга
Диагностировать поведенческие ситуации и управлять необходимостью перехода в раздельный режим работы или контактов с делегировавшими участников обсуждения сторонами (в горизонтальных или вертикальных переговорах)
Переформулировать высказывания сторон так, чтобы они были понятны и не вызывали сопротивления у других сторон
Организовать процесс подписания соглашения
Согласовать условия достижения договоренности
Эффективно работать в команде ко-медиаторов
|
Необходимые знания
|
Гражданский кодекс РФ ч.111-1У
Стадия завершения медиации
Социальная реабилитация
Методы групповой рефлексии
Способы групповой выработки и проверки наилучших альтернатив решений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
|
|
Наименование
|
Медиатор-тренер
|
Код7
|
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Медиатор-тренер многосторонних конфликтов
Тренер тренеров по медиации
|
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование
Программа дополнительного профессионального образования «Основы медиации. Базовый курс» не менее 120 часов
Программа дополнительного профессионального образования «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов» не менее 144 часов
Повышение квалификации раз в 5 лет
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее 1 года работы по ведению процедур медиации с практическим опытом не менее 15 медиаций
|
Особые условия допуска к работе
|
Возраст от 30 лет
Опыт преподавательской деятельности не менее 2 лет
Наличие дееспособности
Отсутствие судимости
|
Дополнительные характеристики
|
Наименование документа
|
код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2310
|
Преподаватели колледжей, университетов и других вузов
|
2429
|
Специалисты в области права, не вошедшие в другие группы
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
2340
|
Преподаватели в системе специального образования
|
2359
|
Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
|
ЕТКС или ЕКСД
|
|
|
ОКСО, ОКНПО или ОКСВНК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.1. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Планирование содержания и структуры обучения при подготовке медиатора общего профиля
|
Код7
|
С/01.8
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Разрабатывать и обновлять содержание программы изучаемого(ых) предмета(ов)
Проектировать совместно со слушателем индивидуальный образовательный маршрут в области изучаемых программ
Разрабатывать систему оценивания достижения планируемых результатов освоения программ.
Определять соотношения разных форм работы (аудиторной, внеаудиторной, самостоятельной) в зависимости от особенностей задач обучения, состава учебной группы и особенностей учебной ситуации
|
Необходимые умения
|
Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы и т. п.)
Планировать обучение по различным аспектам медиации в зависимости от потребностей слушателей
Выявлять образовательные потребности и запросы слушателей, оценивать возможности и условия их реализации
Понимать мотивы деятельности и поведения (поступков) слушателей
Адаптировать программу к особенностям обучения взрослых
Определять цели и задачи занятия и (или) цикла занятий
Выбирать методы, формы и приемы обучения медиации
Планировать использование возможностей аудиторной, внеаудиторной работы и домашних заданий и определять их соотношение
Разрабатывать домашние задания
Определять методы, формы и инструментарий контроля и оценки результатов обучения медиации при перспективном и текущем планировании
Корректировать содержание программ преподаваемого предмета, системы контроля и оценки, планов занятий и другого по результатам анализа их реализации
|
Необходимые знания
|
Порядок использования и содержание примерных программ обучения медиации
Содержание и методика преподавания, современные методы интерактивного обучения, формы, способы и приемы очного и дистанционного обучения
Методы и формы контроля и оценки в обучении, формирования и развития способностей самооценивания участниками своих результатов освоения деятельности, адекватной самооценки
Требования к медиаторам и их подготовке в соответствии с Законом № ФЗ-193 и иным законодательством
Необходимые медиатору коммуникативные, переговорные, собственно медиационные знания, умения и навыки
Этические требования к деятельности медиатора и тренера
Основы правового регулирования образовательной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.2. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Создание материально-технической базы и благоприятной обучающей среды для подготовки медиаторов
|
Код7
|
С/02.8
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Создавать в учебном помещении предметно-развивающую и способствующую повышению квалификации, переобучению, освоению новых возможностей среду
Создавать образовательную среду развивающей направленности при обучении вне образовательных организаций
Обеспечить безопасность учебного помещения
Выбирать эффективные технические средства обучения
|
Необходимые умения
|
Анализировать фактическое состояние учебного помещения на предмет соответствия требованиям программы и рекомендациям примерных программ по материально-техническому обеспечению учебного предмета
Обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования, технических средств обучения, расходных материалов и т. п.
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для повышения развивающего потенциала обучения по предмету
Обеспечивать необходимые характеристики обучающей среды при реализации образовательных программ обучения медиации вне образовательных организаций
|
Необходимые знания
|
Основные правила оформления кабинета и(или) иных учебных помещений в соответствии с их предназначением и характером реализуемых программ
Правила эксплуатации учебного и(или) производственного оборудования
Возможности различных материально-технических средств в реализации различных учебных задач
Особенности организации пространства и его влияние на реализацию различных учебных задач
Психофизиологические возможности и потребности взрослых в процессе обучения
Возможности аудиторных и внеаудиторных занятий в реализации программы обучения медиации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.3. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Организация деятельности слушателей при подготовке медиаторов общего профиля, направленной на достижение результатов изучения программ
|
Код7
|
С/03.8
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Организовывать деятельность освоения образовательной программы обучающихся:
– в образовательном учреждении;
– вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность
|
Необходимые умения
|
Понимать мотивы деятельности и поведения (поступков) слушателей, их образовательные потребности и запросы
Создавать условия для эффективности активного обучения и определения целевых профессиональных установок
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со слушателями, создавать педагогические условия для формирования на занятиях благоприятного психологического климата
Выполнять задания по преподаваемому(ым) учебному(ым) предмету(ам) в объеме достаточном освоения специальности и новой квалификации
Анализировать проведенные учебные занятия для установления соответствия их содержания, использованных методов и средств, поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать полученные результаты для коррекции собственной деятельности
Взаимодействовать с членами преподавательского коллектива при решении задач обучения и воспитания отдельных обучающихся и (или) группы с соблюдением норм педагогической этики
|
Необходимые знания
|
Основы правового регулирования образовательной деятельности
Содержание преподаваемого(ых) предмета(ов) и методику его (их) преподавания в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности
Характеристики различных форм, методов, средств и приемов организации деятельности слушателей
Методы и приемы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий (или среды) для эффективного освоения учебного материала
Нормы педагогической этики и этики медиатора
Техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.), вербальные и невербальные средства педагогической поддержки слушателей, их использование с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
Особенности технологии медиации
Особенности фасилитации групп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.4. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Создание и поддержание групповой атмосферы, благоприятной для достижения учебных задач
|
Код7
|
С/04.8
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Организовывать знакомство и раскрепощение участников группы
Вводить и контролировать ведение и соблюдение правил работы группы
Создавать благоприятную психологическую атмосферу
Привлечь слушателей к формированию целевых профессиональных установок
Мотивировать группу на продуктивную работу
Корректировать деятельность участников группы в зависимости от групповой динамики
|
Необходимые умения
|
Налаживать и поддерживать контакт
Выявлять и преодолевать психологические барьеры между слушателями учебной группы
Сплачивать слушателей, формировать из них команду
Создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу взаимодействия участников
Организовывать и своевременно получать обратную связь от слушателей
Своевременно реализовывать необходимые для эффективного взаимодействия процедурные соглашения
Обеспечивать атмосферу равенства и психологической безопасности в группе
Четко и понятно формулировать цели и задачи обучения, кратко и ясно давать инструкции к работе
Организовывать сотрудничество участников группы в формулировании запроса от процесса обучения и учитывать его в дальнейшей работе с группой
Понимать мотивы деятельности и поведения (поступков) слушателей, образовательные потребности и запросы
Понимать стадии развития группы и особенности поведения участников на каждой стадии, использовать групповую динамику для достижения целей обучения
Мотивировать слушателей на расширение поведенческого репертуара и преодоление стереотипных представлений
Работать с информацией, формировать единое информационное поле группы
Управлять работоспособностью группы
|
Необходимые знания
|
Особенности и трудности начального этапа обучения
Методы знакомства и преодоления психологических барьеров между участниками учебной группы
Способы выявления ожиданий слушателей, их согласования и корректировки
Проблемы информационного обмена и способы повышения его эффективности в группе
Методы и принципы фасилитации групповой дискуссии и работы в малых группах
Методы регуляции психофизиологического состояния и повышения обучаемости
Способы активизации мышления и творческого поиска
Особенности мотивации взрослых и способы вовлечения неактивных участников
Методы обеспечения наглядности (визуализации)
Способы формирования команды и особенности групповой динамики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.5. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Обеспечение усвоения необходимых медиатору знаний, умений и навыков
|
Код7
|
С/05.8
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Предоставить необходимый для работы медиатором теоретический и прикладной материал
Организовать и провести выполнение слушателями учебных заданий в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности
Провести анализ проведенных учебных занятий для установления соответствия их содержания и использованных методов, а также средств, поставленным преподавателем целям и задачам
Использовать результаты анализа достигнутых успехов и выявленных трудностей в работе группы для коррекции содержания, методов и стиля преподавания
|
Необходимые умения
|
Определять содержание, ясно формулировать, структурировать и приспосабливать к особенностям слушателей изложение теоретического материала в ходе мини-лекций
Разнообразить и конкретизировать изложение за счет использования методов визуализации (наглядности), примеров, метафор и других приемов преподавания
Проводить упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии и реализовывать другие формы интерактивного обучения
Выявлять и использовать в процессе обучения личный опыт и проблемные ситуации слушателей
Обеспечивать пошаговую отработку и закрепление теоретического материала в ходе выполнения учебных заданий
Определять, отслеживать и регулировать распределение времени на выполнение различных заданий
Получать и анализировать вербальную и невербальную обратную связь от участников группы
Анализировать ход обучения после завершения каждого этапа, в ходе и в конце учебного дня
Определять необходимый и достаточный уровень отработки теоретического материала и практических действий
Гибко приспосабливать содержание и способы преподавания к текущему состоянию группы и достигнутым результатам
Сохранять ориентацию на главные цели обучения
|
Необходимые знания
|
Теория медиации, практика ее применения, ее возможности и проблемные зоны
Особенности и типичные трудности обучения медиации
Требования к медиатору и его уровню подготовки
Методы и приемы отработки медиационных умений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.6. Трудовая функция:
|
Наименование
|
Организация работы группы обучающихся при подготовке медиаторов
|
Код7
|
С/06.8
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудовые действия
|
Организовать деятельность слушателей в ходе реализации программы обучения медиации
Управлять поведением участников группы и их взаимодействием, отслеживание и использование групповой динамики
Выявлять и корректировать неконструктивную деятельность группы и ее участников
Проводить выявление непродуктивных установок слушателей и работать с ними
Организовать слушателям равные возможности освоения материала учебной программы
|
Необходимые умения
|
Понимать мотивы деятельности и поведения (поступков) слушателей, образовательные потребности и запросы
Понимать и корректировать восприятие слушателями соответствия учебного процесса их интересам
Обеспечить выравнивание активности слушателей, сдерживание доминирующих, активизацию пассивных
Создавать условия для обучения и привлечения слушателей к реализации текущих целей программы обучения
Устанавливать взаимоотношения со слушателями, способствующие эффективному освоению программы обучения
Сохранять нейтральность и конструктивность, регулировать собственные эмоции
Мотивировать слушателей на выполнение учебных заданий по программе в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности медиатора
Анализировать проведенные учебные занятия для установления соответствия их атмосферы и особенностей взаимодействия слушателей между собой и с тренером поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать полученные результаты для коррекции собственной деятельности
Взаимодействовать с участниками группы при обсуждении текущих задач в процессе обучения и обеспечении его необходимой коррекции с соблюдением норм педагогической этики
|
Необходимые знания
|
Особенности групповой динамики в ходе обучения
Характеристики различных форм, методов, средств и приемов организации деятельности слушателей
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества слушателей
Нормы педагогической этики
Техники и приемы общения (слушания, убеждения, обратной связи, рефлексии и т. д.)
Вербальные и невербальные средства педагогической поддержки слушателей, их использование с учетом возрастных и индивидуальных, гендерных особенностей собеседников
Обучение технологиям работы с сопротивлением, агрессией и манипуляциями
|
|
|
3.3.7. Трудовая функция
|
|
Наименование
|
Контроль и оценка процесса и результатов освоения программы медиаторов
|
Код7
|
C/07.7
|
Уровень квалификации8
|
8
|
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
Х
|
Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
|
Код оригинала
|
Рег. номер проф. стандарта
|
|
|
Трудовые действия
|
Наблюдать и оценивать процесс, результаты деятельности обучающихся на занятиях, при проведении промежуточной и итоговой аттестации
Мотивировать и организовывать самооценочную деятельность слушателей
Анализировать и интерпретировать результаты педагогического контроля и оценки
|
Необходимые умения
|
Устанавливать взаимоотношения сотрудничества и безопасности со слушателями для обеспечения достоверного оценивания
Наблюдать за группой, объективно оценивать процесс и результаты обучения на занятиях, в рамках промежуточной и итоговой аттестации
Соблюдать нормы педагогической этики
Мотивировать самооценивание обучающимися процесса и результатов учения, обучать их способам оценивания и фиксации своих достижений, консультировать и выборочно контролировать формирование слушателями портфеля достижений
Выполнять проверку работ слушателей
Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, контроля и оценивания процесса и результатов обучения
Контролировать и корректировать собственную оценочную деятельность по ситуации
Корректировать собственную деятельность по результатам контроля и оценки процесса и результатов освоения программы, деятельности и поведения слушателей на занятиях
|
Необходимые знания
|
Понятия и виды качественных и количественных оценок
Характеристики и возможности применения различных форм и методов педагогической диагностики, инструментария контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательных программ слушателями
Подходы к выбору и (или) созданию инструментария, позволяющего оценить предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы обучения медиации
Средства мотивации самооценивания учениками процесса и результатов учения, условия формирования адекватной самооценки, способы фиксации и представления слушателям своих достижений
Структура и содержание контрольно-измерительных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|