Новости
контакты
Наш адрес:  Россия,
г.Санкт-Петербург,
ул. Некрасова, д. 58
Наш тел: (812) 579-27-48
E-mail: assistant@arbimed.ru

КОДЕКС МЕДИАТОРА

Главная \ КОДЕКС МЕДИАТОРА \

Европейский Кодекс (European Code of Conduct for Mediators) был разработан инициативной группой практикующих медиаторов (посредников), представляющих более 30 европейских организаций, имеющих дело с альтернативными способами разрешения споров, при поддержке Европейской Комиссии и принят на конференции в Брюсселе 02.06.04 г. НП "ЛИГА МЕДИАТОРОВ" разделяет принципы, изложенные в "Европейском Кодексе поведения медиаторов", и предлагает ознакомится с его содержанием.

КОДЕКС

профессиональной этики медиатора-посредника

Некоммерческого партнерства «ЛИГА МЕДИАТОРОВ»

Медиаторы НП «ЛИГА МЕДИАТОРОВ», далее Лига, в развитие требований, предусмотренных статьями 15 и  16 Федерального закона № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), а также разделяя основные принципы, изложенные в "Европейском Кодексе поведения медиаторов" в целях поддержания между собой сознания нравственной ответственности перед обществом, принимают настоящий Кодекс профессиональный этики медиатора.

1. Общие положения.

1. Кодекс формулирует:

  • Определение основных понятий,
  • Виды деятельности медиаторов,
  • Морально-этические и принципы профессиональной деятельности медиатора,
  • Отношения медиатор-медиатор,
  • Отношения медиатор-клиент.

2. Определение основных понятий.

Медиатор – специалист, обладающий навыками организации  и проведения переговоров в роли третьей стороны в условиях конфликта.

Конфликтологический посредник - медиатор, осуществляющий подготовку сторон  к медиации с соблюдением принципов медиации.

Клиент - сторона конфликта, обратившаяся за помощью к процедуре досудебной медиации или примирения.

Медиация - процедура добровольных переговоров с участием третьей нейтральной стороны с целью урегулирования или разрешения конфликта/спора.

Эффективная медиация - проведенная с учетом интересов сторон-участников переговоров, в результате которой достигнуто примирение, урегулирование или разрешение конфликта, оформленное в виде медиативного или мирового соглашения с взаимно  обеспеченными к исполнению обязательствами сторон.

3. Виды деятельности, осуществляемые медиатором:

  • подготовка к медиации, организация, сопровождение и проведение переговоров;
  • консилиация (челночные консультации при подготовке к медиации)
  • консультирование участников конфликта при подготовке к медиации;
  • конфликтологический коучинг.

4. Положения настоящего Кодекса обязательны для медиаторов-посредников НП «Лига медиаторов».

5. Область применения данного Кодекса – это отношения между медиаторами-посредниками НП «Лига медиаторов»  и Клиентами, а также между медиаторами – посредниками внутри Лиги.

2. Правила профессиональной деятельности медиаторов

 1. Морально-этические нормы.

Медиатор обязан:

  • Следить за соответствием результатов своей работы интересам общества в целом, стремиться к профессионализации и гуманизации управленческих отношений и повышению уровня деловой культуры в российском обществе.
  • Способствовать развитию своего профессионального сообщества, в том числе через передачу коллегам своего опыта и методов работы, помощь друг другу в поиске клиентов, взаимную поддержку в трудных консультационных случаях и т.п.
  • Прилагать усилия для информирования общества (общественности) о преимуществах профессионального подхода к переговорам и эффективности медиации и других методов (процедур) разрешения конфликтов.
  • Медиатор обязан уважать ценности и  интересы участников медиации.
  • Относиться к коллегам по профессии в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества;
  • Обеспечивать в своей деятельности высокие уровень культуры общения, в любой ситуации стремиться сохранять выдержку и личное достоинство.
  • Соблюдать культуру речи, поведения, внешнего вида.
  • Уважать религиозные и моральные убеждения, ценности и права личности клиентов и коллег. Не допускать дискриминации личности по признакам возраста, пола, образования, вероисповедания, идеологии, социальной и национальной принадлежности и других различий.
  • Хранить профессиональную тайну (гарантировать конфиденциальность). Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на факт обращения к медиатору, включая имена и названия клиента; все документы, собранные медиатором в ходе подготовки к переговорам или обследования; сведения, полученные медиатором от клиентов; информацию о клиенте, ставшую известной медиатору в процессе работы; содержание рекомендаций клиенту, условия соглашения об оказании помощи, включая денежные расчеты между медиатором и клиентом. Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на помощников и стажеров медиатора.

Медиатор не вправе:

  • Совершать действий, которые могли бы причинить ущерб чести и достоинству профессии медиатора.
  • Допускать проявления антигуманного отношения к людям и невнимания к их законным интересам.
  • Умышленно вводить в заблуждение Клиента и\или другую сторону.
  • Использовать в личных целях или в интересах третьих лиц сведения, собранные в ходе профессиональной деятельности.
  • Привлекать клиентов обещанием исхода переговоров в их пользу.
  • Допускать высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников переговоров, даже в случае их нетактичного поведения;
  • Принимать заказ, если его исполнение будет препятствовать исполнению другого, ранее принятого заказа.
  • Привлекать лиц, обращающихся к медиатору, путем занижения установленных тарифов более, чем на 20 процентов от средних на рынке медиативных услуг.
  • Допускать проявления разногласий со своими коллегами или критики в их адрес, в присутствии клиентов.

Закон и нравственность в профессии медиатора выше воли клиента. Никакие пожелания, просьбы или указания Клиента, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены медиатором.

2. Принципы профессиональной деятельности медиатора.

2.1. Медиатор обязан поддерживать и совершенствовать свои знания и навыки в области медиации и переговорного процесса.

2.2. Медиатор должен браться за исполнение заказа в тех случаях, когда он владеет навыками, позволяющими сделать процесс медиации управляемым, успешным и  эффективным.

2.3. Медиатор должен убедиться, что все стороны, вовлеченные в конфликт, присутствуют на процессе или имеют своих представителей.

2.4. Медиатор должен остановить медиацию в случае, если увидит (поймет), что стороны не хотят договариваться и лишь имитируют медиацию.

2.5. Медиатор должен сохранять нейтральность, т.е. обеспечить независимое, беспристрастное отношение к каждой из сторон, обеспечить сторонам равные права на участие в процессе.

2.6. Медиатор должен отказаться от процесса, если считает, что более не может сохранять нейтральность.

2.7. Медиатор должен сделать специальное заявление и выйти из процесса в случае, если он находится в каких-либо социальных и профессиональных отношениях с любым из участников конфликта или его представителем, участвующем в процессе.

2.8. Какие-либо обещания оказать предпочтение одной из сторон, категорически запрещены.

2.9. У медиатора не должно быть какой бы то ни было заинтересованности в сроках урегулирования конфликта и в каком-либо варианте соглашения.

2.10. Медиатор должен обеспечить конфиденциальность, т.е. вся информация, полученная медиатором от Клиента является конфиденциальной и не подлежит оглашению или передаче третьим лицам без специального на то разрешения Клиента, и если иное не указано в законе.

2.11. Присутствие посторонних лиц при проведении медиации допускается только при согласии сторон.

2.12. Информация, доверенная медиатору одной стороной, в ходе процесса, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, давшего эту информацию.

3. Отношения Медиатор – Клиент

3.1. Медиатор обязан сообщить Клиенту достоверную информацию о своей квалификации и опыте.

3.2. Перед началом работы медиатор должен проинформировать Клиента о предполагаемых мероприятиях их содержании, очередности проведения, стоимости (включая порядок и форму оплаты), и последствиях каждого из них.

3.3. В случаях, когда решение о применении дополнительных мероприятий принимается уже в ходе работы, медиатор должен объяснить, каковы могут быть последствия их проведения или непроведения и предоставить участникам возможность обратиться к специалисту для проведения этих мероприятий.

3.4. Медиатор не должен принимать вознаграждения или ценные подарки (кроме гонорара) за выполнение своих обязанностей.

3.5. Медиатор не должен убеждать Клиента в том, что применение процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.

3.6. Клиент может в любое время отказаться от продолжения работы с медиатором.

4. Отношения Медиатор-Медиатор

4.1. Медиатор не должен вступать в переговорный процесс, если другой медиатор уже участвует в нем, без предварительного согласования со сторонами.

4.2. В тех случаях, когда в процессе принимает участие более одного медиатора, каждый из них обязан предоставлять своим коллегам информацию, необходимую для совместной деятельности, и проявлять вежливость при общении с ними.

4.3. Опытному медиатору следует способствовать подготовке новых профессиональных медиаторов в данной сфере.

5. Ответственность медиаторов-посредников Лиги.

За нарушение положений настоящего Кодекса медиатор-посредник Лиги может быть привлечен к ответственности, установленной Комиссией по этике.

6. Порядок внесений в настоящий Кодекс изменений / дополнений.

Изменения/дополнения в настоящий Кодекс могут быть внесены в Комиссию по этике Лиги Генеральным директором и утверждены Координационным Советом Лиги.