Новости 25.03.2024
Статистика благополучателей
31.03.2023
При поддержке Фонда Президентских грантов
17.02.2023
В рамках проекта при поддержке Фонда Президентских грантов
30.08.2022
Взаимодействие в области медиации
01.08.2022
При поддержке Фонда Президентских грантов
контакты
|
НовостиГлавная \ Новости \ « Назад
Советник Президента о медиации и необходимости системных изменений в ГК 08.04.2010 23:43
30 марта состоялась интернет-конференция Советника Президента РФ Яковлева В.Ф. на тему "Концепция развития гражданского законодательства". В ходе беседы с господином Яковлевым было отмечено, что многочисленные, в том числе серьезные, экономические правонарушения на стадии становления рыночной экономики, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную для новых условий завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, законные проценты, уступка требований и перевод долга, залог и др. Таким образом, к настоящему времени назрела необходимость внесения в ГК РФ ряда изменений системного характера. В первую очередь изменения должны коснуться вещных прав на недвижимость: землю, природные ресурсы и все то, что связано с землей. Необходимо развить набор вещных прав, имея в виду, что это не только права собственности, но и право законного владения, пользования чужим имуществом. Также необходимо внести изменение касательно общих положений о корпоративном праве. На конференции был затронут и вопрос об альтернативных способах урегулирования споров. Отвечая на этот вопрос, господин Яковлев, в частности, сказал: У нас сейчас есть минимальная правовая основа для посреднической деятельности, для примирительных процедур с участием посредника. Никто не мешает договариваться? Нет, я имею в виду, привлечение посредника. Ведь у нас слово "посредник" имеет негативное звучание, правда? Довольно часто путают слово "медиация" и "медитация". Эту примирительную процедуру осуществляет сами спорящие стороны. Именно поэтому в Европейской директиве по примирительным процедурам 21 мая 2008 года говорится о том, что примирительная процедура с участием посредника формирует правовое пространство свободы, безопасности и справедливости. Почему? Она осуществляется только по воле самих спорящих сторон. Никто ее не навязывает. Это - добровольная процедура. В чем ее смысл? В проведении переговоров самими же сторонами. Вот поэтому это пространство свободы. Почему безопасности? Потому, что переговоры ведут сами стороны и они руководствуются своими интересами. Будут они заключать мировое соглашение против своих интересов? Нет. Следовательно, это процедура для них безопасная. И, наконец, она справедливая, потому что стороны заключают мировое соглашение с минимальными потерями для своих интересов. Т.е. здесь никто не терпит сокрушительного поражения. Это процедура сопряжена с правом, но она не основана только на праве, а основана на сближении интересов, на гармонизации интересов. Здесь нет ни побежденного, ни победителя, значит она справедлива. Когда стороны выходят из зала судебного заседания, то один, выигравший процесс, считает, что суд - самый справедливый, а другая, проигравшая процесс, считает, что суд у нас - абсолютно несправедливый. А по результатам примирительной процедуры обе стороны расстаются друг с другом дружески, с ощущением того, что достигли справедливого результата в разрешении, может быть, очень тяжелого конфликта потому, что у них был хороший помощник. А что это за помощник? Это примиритель, которого называют посредником, или медиатором. На самом деле, это примиритель, человек, который по своим психологическим, человеческим, а главное, профессиональным качествам способен помочь конфликтующим сторонам найти разумный выход из положения в создавшейся тяжелой ситуации. Т.е. фигура чрезвычайно общественно полезная. Я, например, думаю, что лучшими примирителями могли бы быть судьи в отставке. Почему? Колоссальные знания, колоссальный опыт, незаинтересованность, привычка решать дела незаинтересованно, а главное, что всю жизнь человек этим занимался и сейчас остался без дела, ему иногда хочется поработать. Ну и пусть приносит общественную пользу, пусть работает примирителем. Думаю, еще хороший адвокат может быть примирителем, но при одном условии. Адвокат привык защищать интересы одной стороны, наступая на интересы другой, и тут надо отказаться от этого. Равное отношение к спорящим сторонам, т.е. надо стать в этом смысле судьей, в смысле беспристрастности, незаинтересованности. Это очень хороший метод урегулирования споров. Сегодня у нас медиация воспринимается как что-то новое. Ничего нового в этом нет. Другое дело, что эти процедуры сейчас широко распространяются во всем мире. Вначале в странах англо-саксонского права, а сейчас в континентальной Европе: в Голландии, Германии, Франции. Когда я был в высоком королевском суде в Великобритании по коммерческим спорам, где разрешаются крупнейшие коммерческие споры, меня поразило, что там до вынесения судебного решения доходит только 20% возбужденных дел. Остальные исчезают, испаряются. В результате чего? А в результате применения этих переговорных, примирительных процедур, в том числе с участием посредника. Либо истец отзывает необоснованное заявление, либо ответчик удовлетворяет обоснованное требование, либо они заключают компромиссное соглашение. Вот это высший класс работы суда, когда он выносит решение только по 20% возбуждаемых дел, когда он не торопится продемонстрировать власть и предписать сторонам свое государственное решение по разрешению конфликта. Лучше подвести стороны к разрешению конфликта. В прошлом у нас были различные варианты примирительных процедур и в дореволюционной России, и в советское время. Причем, использовались очень широко именно в тех отношениях, в которых люди живут постоянно. Это не разовые отношения, а постоянные. Таких отношений много. Это отношения семейные, соседские, трудовые, коммерческие и т.д. Во всех этих отношениях надо уметь ладить, надо уметь сохранять отношения на будущее время. Для этого надо разрешать конфликты бесконфликтно. И я думаю, что нам на этот путь надо обязательно вставать, тем более, что у нас, еще раз повторяю, прекрасные традиции в прошлом. Вы посмотрите, советское время, что такое товарищеские суды? Примирители своеобразные, правильно? Что такое суды чести для военных? Тоже самое. Что такое комиссии по трудовым спорам? Ведь трудовые споры в суды сразу не попадали, они сначала попадали в комиссию по трудовым спорам. А что это такое? Это примирительная процедура с участием своеобразного посредника. Что такое обязательный претензионный порядок по коммерческим спорам, который существовал у нас в советское время? Прежде, чем обращаться в госарбитраж, который выполнял роль суда, надо было предъявить обязательно претензию контрагенту. Следовательно, это хорошо работавшие в прошлом процедуры, но в несколько ином, современном виде. И нам надо обязательно эти процедуры использовать. В Госдуме лежит не один, а несколько законопроектов, но они не двигаются. Я надеюсь, что президентский проект двинется. И мы, таким образом, получим более развитую, надежную правовую базу для применения этой чрезвычайно эффективной формы разрешения конфликтов. Помимо прочего, это очень важно для совершения деятельности судов. Что является главной причиной нашей неудовлетворенности состоянием правосудия? Это - перегрузка судов. Сколько у нас в год рассматривается судами дел? В 2009 году все суды общей юрисдикции и арбитражные рассмотрели за год около 25 миллионов дел. Из них уголовных - миллион сто тысяч, а остальные, почти 24 миллиона - это гражданские и административные дела. Большая часть из них - это гражданские дела, но 10 примерно миллионов - это административные дела, это споры между гражданами и государством. Видите, какую колоссальную нагрузку несут суды. Особенно загружены на сегодняшний день мировые судьи. У них в месяц приходится в среднем по России примерно 220 дел. На районные суды несколько меньше, там средняя нагрузка 33 дела в год, а в арбитражных судах нагрузка в прошлом году резко выросла. Количество рассмотренных дел увеличилось на 45%, причем гражданских на 70% с лишним за один год. Это создает, конечно, довольно трудные условия для обеспечения эффективного правосудия. Судебный порядок всегда в нашем распоряжении, но это должна быть последняя стадия для разрешения споров. источник: ИА ГАРАНТ |