Новости
контакты
Наш адрес:  Россия,
г.Санкт-Петербург,
ул. Некрасова, д. 58
Наш тел: (812) 579-27-48
E-mail: assistant@arbimed.ru

Современное состояние развития медиации в России

Главная \ ПУБЛИКАЦИИ \ Современное состояние развития медиации в России \

Современное состояние развития медиации в России.

Карпенко А.Д. доц. кафедры конфликтологии, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет.

Меренкова Е.А. магистр.

 

       Развитие медиации происходит и это факт,  с которым трудно не согласиться. Каков же характер  этого развития и что можно ожидать, исходя из современной ситуации?

       Попробуем ответить на эти вопросы, исходя из следующих оснований:

-    в области правового оформления  медиация не забыта -  регулярно появляются поправки к закону;

-    в области государственного регулирования, уже как профессия, медиация включена в список профессиональных стандартов 2014 года;

-    появились прецеденты сотрудничества государственых уполномоченных с медиаторами: с региональными уполномоченными по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей;

-    нарастает интерес судебной системы к применению медиации в виде примирительных процедур в гражданском и арбитражном  судопроизводстве и создании комнат примирения;

-    интерес к медиации стали проявлять крупнейшие компании России и банковский сектор; время от времени заказываются экспертные исследования и ведутся обсуждения о возможности использования переговорного процесса;

-    средний бизнес начал применять медиацию, в первую очередь, под руководством ТПП РФ, через систему торгово-промышленных палат;

-    нарастает количество организаций, рекламирующих себя на рынке через предоставление дополнительной услуги - медиации;

-    интенсивные процессы организации профессиональных сообществ идут во многих регионах России: регистрируется все больше профессиональных объединений;

-    формируются межрегиональные связи профессиональных организаций.

       Практика медиации сегодня многообразна, мозаична и не структурирована. На фоне разнонаправленного отношения к медиации российского общества, от пессимистичного до эйфоричного, медиация из “сказки” становится прецедентом.

       В результате специального исследования, проходившего в 2013-2014 годах, нами проанализирована информация  о существующей ситуации с медиацией в России, проблемных точках и появляющихся возможностях для ее развития. Анализу подлежали следующие вопросы:

-                     развитие практики медиации в субъектах федерации;

-                     степень ассоциированности медиаторов;

-                     институт медиации, выстраиваемый в России, его особенности;

-                     подготовка медиаторов;

-                     виды объединений медиаторов и их формы;

-                     деятельность объединений медиаторов и контроль за

               деятельностью медиаторов;

-                     взаимодействие с региональной и федеральной властью,

          государственными органами;

-                     профессиональный стандарт медиатора, разрабатываемый

          профессиональными сообществами.

       Развитие медиации в субъектах Российской Федерации является важным формальным показателем ее развития. Значительны также   распространенность и тенденции распространения медиации в России.  На момент проведения исследования медиация отмечена в 58 субъектах, а практика бизнес-медиации в 32  субъектах.   На момент принятия закона о примирительной процедуре (медиации) в России отмечалось только 8 субъектов. Рост за 3 года почти в 2 раза.

       Во время изучения вопроса о развитии медиации  нами были выявлены субъекты федерации, где проводились бизнес-медиации. 

Европейские исследователи, анализируя развитие медиации в Европе, пришли к интересному выводу о том, что медиация укорянется в обществе, когда ее принимает  и начинает применять бизнес. Медиации в социальной сфере требуют финансовой поддержки. При этом у государства возникает необходимость сокращения финансирования других социальных программ, как правило, неотложных.

Сегодня в лидерах практического применения медиации - 4 субъекта: Санкт-Петербург, Свердловская область, Пермский край, Вологодская область. В противоположность им, в  ряде субъектов информация о медиации отсутствует: Кавказские республики, Адыгейская республика, Республика Хакассия, Томская и Амурская области, Еврейская АО,  Чукотский АО . Если смотреть  результативность применения медиации, то наиболее продвинутыми являются регионы, где проявили себя в практике активные и хорошо обученные медиаторы или где произошло соединение интересов судебной системы и  инициативы уже практикующих профессиональных медиаторов. Таким образом, региональное развитие обеспечивается сегодня, в первую очередь, не чем иным, как инициативой профессиональных медиаторов, имевших практику и нашедших сотрудничество в различных отраслях.

Степень ассоциированности медиаторов. Начиная с первых попыток применять полученные знания, медиаторы стали делиться на тех, кто попытался единолично выйти на рынок и предложить медиацию за вознаграждение, и на тех, кто  стал объединяться в организации профессиональных медиаторов или включаться в  реестры существующих объединений.

       Те, кто вышел на рынок самостоятельно, потерпели неудачу и отложили попытки внедрения медиации на будущее или присоединились к объединениям медиаторов. Степень ассоциированности медиаторов сегодня отмечается как высокая – 78% (22% - это пришедшие после обучения и старающиеся выстроить свою деятельность медиатором).  И, скорее всего, она будет сохраняться до тех пор, пока не будет создан развитый институт медиации.

Институт медиации, выстраиваемый в России, его особенности. Выстраивание института медиации сегодня является важнейшей задачей развития практики. Система, состоящая из медиаторов, инициаторов медиации, сети медиаторских и некоммерческих отраслевых объединений, общественных организаций только начала формироваться. Такая практическая система оказания помощи всем трем секторам российского общества (государственному, бизнесу, общественному) – довольно сложная конструкция и  будет создаваться не один год.        Особенностью современного института медиации является его незрелость, которая выражается слабым спросом на рынке из–за недостаточной информации о медиации, отсутствием достаточного количества медиаторов, слабой их подготовкой, отсутствием стажировок, отсутствием контроля за их деятельностью, слабыми связями с возможными потребителями технологии, недостаточным  интересом государства.

Подготовка медиаторов. Первоначально, подготовка медиаторов определялась Федеральной программой подготовки медиаторов, утвержденной Министерством юстиции РФ. Программа была трехуровневой, мозаичной и не систематизированной. Она подразумевала обязательность прохождения  трех уровней, и с этой точки зрения она была не реализуемой.  Наибольшим достижением программы был первый уровень: базовый курс в 120 часов, освоение которого разрешало использовать прошедших обучение в практике медиации.

Но, так называемый базовый курс, по своему содержанию был набором не совсем логически совместимых тем, не был выражен в виде компетенций, навыков и умений для медиатора. Из-за этого последовавшее обучение дало широкий спектр понимания медиации образовательными организациями, которых за 2 года стало более 150 в стране.

Второй уровень обучения состоял из набора возможных  специализаций, которые смогли собрать проектировщики программы: от школьной медиации до медиации в проектной деятельности и защите прав интеллектуальной собтвенности. Освоение этого обязательного, ненужного конкретному медиатору, объемного (более 300 часов) и дорогого курса, делал обучение утопичным. Третий уровень, обязывающий медиатора освоить компетенцию тренера, не имел никакого основания для большинства практикующих медиаторов. Затраты на обучение  не компенсировались возможностью применения получаемых неясных и неопределенных знаний, а практике в этой программе  почти не уделялось времени.

 В результате всего этого запрос на рынке  был трансформирован обучающими организациями в неформальные способы  обучения (дистанционные виды, вэбинары) и дешевые программы в 30-40 часов. Появились незаконные продажи свидетельств.

На момент начала действия федеральной программы обучения в России практически не было тренеров и практиков-медиаторов. Из-за недостаточного понимания сути медиации  преподавателями в обучение были внесены их отраслевые подходы  и  самопонимание медиации. В России появились медиаторы-отраслевики, которые использовали идеологию и компетенции своей отрасли. В первую очередь – это юристы. Они свели медиацию к примирительной процедуре, заканчивающейся мировым соглашением. Правда, это позволило примирение сторон разместить в судах. 

Психологи сосредоточились на коммуникации, психотерапевты - на психологических особенностях некоторой части участников конфликта, имеющих особенности восприятия информации и трудности рационализации проблем. Конфликтологи первыми начали изучать и заниматься методологией медиации, начиная с 1994 года. Медиация на базе конфликтологии опирается на конфликт, его сущность и рассматривается как особый вид переговоров. Это позволяет создавать междисциплинарный базис обучения, который, в случае необходимости, может быть применен к отраслевым особенностям. В качестве базовой конфликтологами выбрана классическая медиация, которая явилась прародительницей других разновидностей медиации, используемых сейчас в мировой практике. 

Классическая медиация во многих странах стала основой для ее дальнейшей трансформации к отдельным случаям и особенностям сторон. По нашему мнению, обучение медиации необходимо начинать с нее. Далее, ее возможно развивать  и уточнять в применении отдельных способов, обеспечивающих большую или меньшую директивность, степень глубины работы с конфликтом, работы с интересами сторон, открытость или применение кокусов (отдельных встреч со сторонами).

Список учебных учреждений и организаций, занимающихся обучением медиации, содержит 52 организации, из которых документы государственного и установленного образца (с 01.09.2013 г.) выдают – 25 организаций, 20 организаций не выдают документов и 7 выдают документы по необходимости. Таким образом, около 47% обучающих организаций  ведут обучение  не обременяясь.

Виды объединений медиаторов и их формы.   Всего нами выявлено 77 работающих организаций. Из них автономных некоммерческих организаций и ассоциаций  - 28; некоммерческих партнерств – 30, Коллегий и центров в системе ТПП  - 17, в системе РСПП -2.

Объединения существуют в форме юридических лиц в виде местных, региональных и федеральных объединений. По форме собственности объединения медиаторов, в основном, существуют некоммерческие организации в виде автономных некоммерческих организаций или некоммерческих партнерств. Отдельно стоят структурные подразделения некоммерческих организаций системы торгово-промышленных палат и Российского союза промышленников и предпринимателей. На межрегиональном и федеральном уровне отмечено несколько Ассоциаций. Зарегистрировано три саморегулируемых организации: Саморегулируемая организация некоммерческое партнерство "Альянс профессиональных медиаторов», Существуют  и подразделения или отдельные медиаторы в структуре коммерческих структур.

Объединениям медиаторов характерны реестры, но существуют объединения, которые реестров не имеют. Организаций имеющих реестры – 49, не имеющих – 28. Организаций, занимающихся только просвещением и пропагандой медиации и не занимающихся иной деятельностью,  выявлено – 37.Еще 9 организаций  с реестрами не занимаются практикой. Таким образом, из 77 организаций только 40 проводят медиации и примирительные процедуры, т.е. они составляет 52% ото всех выявленных юридических лиц. Подходы к формированию реестров различны: от объявлений к набору лиц, прошедших обучение и способных предоставить любой документ, до сложных требований, обеспеченных набором требований к образованию и системой сопровождения  профессионализма своих членов.

Тема участия коммерческих структур в практике медиации требует тщательного и постоянного мониторинга. Во время исследования нам не удалось собрать достоверной информации  о деятельности медиаторов в таких структурах. Абсолютное большинство использует тему медиации исключительно для рекламы. Наибольшее число юридических лиц, объявляющих о практике медиации – юридической принадлежности.

Деятельность объединений медиаторов и контроль за деятельностью медиаторов. Практическая медиационная деятельность объединений медиаторов сегодня, по факту, бесконтрольна. Контроль при организации и регистрации объединения осуществляет государство. Далее, финансовую деятельность контролирует Налоговая служба, рекламную деятельность и доминирование в регионе - Антимонопольный Комитет и по своему предмету ведения  ряд других государственных структур. Наибольшую озабоченность вызывает профессиональная деятельность медиаторов. Количество объединений, в которых ведется учет проведенных медиаций и их анализ – ничтожно.  Из общего количества обследованных организаций доля фиксирующих медиации составляет около 3-х %.

 Эта тема выделена нами отдельно из-за ее серьезности. Существующая конфликтологическая аксиома гласит: любой субъект, входящий в конфликт, подвергается конфликтующими сторонами попытке приватизации. Для удержания нейтральности медиатору необходим высокий профессионализм и высокая степень профессиональной этики.

Большинство объединений подходит к профессиональной этике формально. На сайтах только  33% объединений есть ссылки на европейские этические стандарты. Свои стандарты только у  8% объединений. Опыт показывает недостаточность образования для медиаторов. В последнее время заказчиками медиации поднимается вопрос о прохождении стажировки и наличии профессионализма.

Иными словами, требуется поручительство за качество работы. Государство такого поручительства не дает, значит оно требуется от реестродержателей. Сегодня документы, подтверждающие профессионализм своих медиаторов после прохождения стажировок с супервизорами в реальных медиациях выдает только НП «Лига медиаторов» (Санкт-Петербург), чем и гарантирует профессионализм своего реестра. В тоже время, 97%  объединений ограничивается наличием документов на образование.

Согласно Федеральному закону от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О саморегулируемых организациях" саморегулируемые организации обязаны страховать своих членов. В России пока зарегистрировано три СРО медиаторов: НП СРО «Межрегиональный союз медиаторов «Согласие», НП СРО «Национальная организация медиаторов», НП СРО «Альянс профессиональных медиаторов». Все три СРО находятся в Москве. Про страхование или работу со своими членами в них - ничего неизвестно. Не публикуются данные о деятельности этих организаций. Подобная ситуация, конечно, снижает  репутацию СРО и говорит о потенциальных рисках сторон, обращающихся к медиации. Вообще тема СРО связана с медиаторской практикой, с развитием института медиации, качеством работы организаций-реестродержателей.  В основе проблем саморегулирования лежит экономическая проблема. Вознаграждение медиаторов не позволяет компенсировать затраты на обучение, повышение квалификации, оплату членских взносов и физически существовать, не совмещая медиацию с другой деятельностью. Можно поддержать мнение Председателя коллегии посредников ТПП РФ Юлии Викторовны Ширяевой о преждевременности развития системы СРО медиаторов. При этом было бы важно профессиональным объединениям медиаторов, не являющимися СРО, ввести принципы саморегулирования в свою деятельность. В первую очередь, эти принципы должны касаться стандартов профессиональной этики, регламента медиации, прозрачного документооборота, регистрации проведенных медиации, оценки деятельности медиаторов, разработки и введении системы поощрения медиаторов.

Такой подход переведет практику медиации с рекламно-демонстративного  направления на конкурентную основу профессиональной деятельности.

Взаимодействие с региональными и федеральными властями, государственными органами. Как и в других проблемах, связанных с развитием практики медиации, взаимодействие с государственными структурами и властью различных уровней сегодня  развито недостаточно, хотя здесь имеются определенные успехи и  перспективы.

Государственные органы  стараются понять и определиться с той пользой, которую могут принести медиаторы. Наиболее активно сотрудничают  с медиаторами системы омбудсменов: по правам человека, по правам ребенка, уполномоченные по защите прав предпринимателей.  Это сотрудничество требует специального исследования, но уже сейчас можно показать некоторые положительные результаты, например, в Пермском крае. Сотрудничество омбудсмена по правам человека с медиаторами позволило решать насущные социально-экономические и временами – политические конфликты. Правда, такое сотрудничество пока носит единичный характер. Серьезный бизнес и финансовый омбудсмен пока только присматриваются к медиации.

       Ситуация с исполнительной властью на уровне регионов существует пока только  в единичных примерах и требует высокого класса профессионализма и освоения многосторонней медиации. Она связана со сложными конфликтами высокого уровня, доверием со стороны региональной власти. Безусловно, это перспективное направление развития медиации будущего.

       Судебная система, в лице судов общей юрисдикции и арбитражных судов, пожалуй, сегодня самое продвинутое направление деятельности медиаторов. В последние годы благодаря активности Председателя Высшего Арбитражного суда А.А. Иванова, поддержки Председателей арбитражных судов и Председателей судов гражданской юрисдикции в регионах, активность через комнаты примирения - самый отрадный факт развития института медиации.  Сегодня проведенные медиации в судах общей юрисдикции перевалило за тысячу, а в арбитражных судах за сотни медиаций.  Лидерство в стране по проведению медиаций в судах общей юрисдикции держит НП «Лига медиаторов», которое первым начало  медиации при судах в 2007 году в Санкт-Петербурге. Проблема развития этого направления, прежде всего, экономическая.

Профессиональный стандарт медиатора, разрабатываемый профессиональными сообществами. Многие проблемы развития медиации может решить профессиональный стандарт медиатора. Профессиональные стандарты стали разрабатываться в России с 2013 года. В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется, что в ближайшем времени профессиональные стандарты заменят привычные для всех квалификационные справочники. До 2015 г. Правительство РФ планирует разработать до 800 стандартов (в текущем 2013 году – более 300), которые станут основой для расчета тарифных ставок и систем оплаты труда работников. Каждая единица профессионального стандарта должна четко описывать следующие параметры:

 название трудовой функции/единицы профессионального стандарта;

 действия, обеспечивающие выполнение этой функции;

 характеристики квалификационного уровня,

 требуемые знания и умения.

       Требуемые знания и умения должны охватывать три группы компетенций:

- профессиональные - относящиеся к собственно области профессиональной деятельности;

- надпрофессиональные (или сквозные компетенции), относящиеся к охране труда и окружающей среды, профессиональному общению и совершенствованию трудовой среды и рабочего места;

-   ключевые/базовые компетенции, относящиеся ко всем видам деятельности, в которую включен работник, и предполагающие его способность получать новые знания и адаптировать старые к новым контекстам, а также адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития (интеллектуальные, социальные и межличностные, предпринимательские).

В настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт и для медиатора. В Министерство труда и социальной защиты РФ подано от разработчиков 2 варианта стандарта.

Чем может быть полезен профессиональный стандарт? Будучи утвержденными Министерством, он станет основой для разработки программ обучения медиаторов на новой, четкой основе, исходя из практической целесообразности и компетенций для оценки программ обучения. В нем будут прописаны требования к вхождению в специальность и поддержания высокого профессионализма. Таким образом, профессиональный стандарт является важнейшим регулирующим документом по развитию медиации в России.

Таким образом,появление медиации в России является важным этапом, связанным с развитием российского общества. Дополняя существующие механизмы регулирования отношений в обществе, медиация гармонизирует и снижает напряжение, возникающее в самых различных общественных сферах.

Являясь конфликтологической технологией, медиация тесно связана с этой  развивающейся в России научной дисциплиной. Возникновение конфликтологических теорий позволили скорректировать практику, заложить и проверить основания социальных конфликтов, стратегии практических действий. Во многом развитие конфликтологии связано с необходимостью управления социальными конфликтами и  использования более тонких настроек с помощью новых технологий, одной из которых и является медиация.

Зачатки и предпосылки внедрения медиации в России сложились в 90-х годах двадцатого века, но импульс   к развитию был дан “сверху” в 2010 году введением в силу закона. Изданием закона о медиации была решена задача завершения строительства системы альтернативного разрешения споров и конфликтов в России.

Медиация рассматривается нами как одна из управленческих практических технологий в виде особого вида переговоров и посредничества.

Из-за новизны  и краткого времени ее применения можно говорить о первоначальной стадии знакомства и тестирования медиации в России, стадии ее становления. Этот период связан с возрастающим интересом государства, но слабой его поддержкой медиации с одной стороны, и формированием профессионального сообщества, выстраиванием института медиации, с другой.        Стадия становления медиации продлится какое-то время, но интенсивность ее развития зависит сейчас не от государства, а от самих медиаторов.  Острие проблем смещается не в область государственной  поддержки, а в область формирования профессионального сообщества и создания института медиации.

В настоящее время приходит все больше понимания того, что попытки отраслевых  приватизаций  медиации специалистами других профессий (юристами, психологами, психотерапевтами, экономистами др.) сужают ее роль и возможности. Они  связаны с начальным этапом  развития медиации, традиционно уже сложившимися способами регулирования конфликтов и разрешения споров. Желание использовать новые возможности на базе существующих методов и технологий этих профессий, может привести к неожиданным эффектам, которые будут в будущем скорректированы практикой.

Предпринятый нами анализ проявления медиации в регионах говорит о ее распространении в большинстве из них. Скорее всего, сегодня  приходится говорить не о включении медиации в практику, а о знакомстве с медиацией. Об этом говорит тот факт, что большинство организаций, занимающихся продвижением медиации, занимается просвещением и пропагандой. 

Важный шаг знакомства с технологией в регионах не поддерживается  пока следующим за просвещением шагом: повсеместным появлением прецедентов или системы налаженных медиаций в различных сферах (элементов института медиации).    По нашему мнению это связано с недостатками обучения медиаторов и последствиями неудачной федеральной программы обучения. Еще одной проблемой применения медиации является слабость самих профессиональных организаций медиаторов. В качестве содержательных моментов важно освоение темы премедиации и посредничества при организации медиации. Важнейшими проблемами, тормозящими развитие медиации, являются:

-                      несформированный институт  медиациии,

-                     экономическая проблема - невозможность компенсации затрат за организацию и проведение медиаций.

Как видим, развитие медиации – комплексная и сложная проблема. Оптимизм в этом вопросе придает активность медиаторов, дешевизна финансовых затрат, времени  и других  ресурсов на медиацию, а также позитивное воздействие применения переговорного процесса на деловую и гражданскую культуру.