Новости
18.04.2017

Медиатор Юлия Королева провела мастер-класс для...

16.03.2017

Член Координационного Совета Лиги Медиаторов Вероника Арбекова...

03.03.2017
11.10.2016

Новый тренинг от наших чешских коллег!

06.10.2016

Деятельность судебного направления

контакты
Наш адрес:  Россия,
г.Санкт-Петербург,
ул. Некрасова, д. 58
Наш тел: (812) 579-27-48
E-mail: assistant@arbimed.ru

Проблемы супервизии - проблемы практики медиации

Главная \ ПУБЛИКАЦИИ \ Проблемы супервизии - проблемы практики медиации \

ПРОБЛЕМЫ СУПЕРВИЗИИ - ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ МЕДИАЦИИ

 

 

А.Д. Карпенко 

Председатель Комиссии по  аттестации НП «Лига медиаторов».

 

         Думаю, «не покривлю душой», сказав, что одного обучения для проведения медиации недостаточно. Упрощенное отношение к медиации, упор на отраслевые подходы (юридический, лесотехнический, финансовый, нотариальный и т.п.) только запутывает начинающих медиаторов и вредит общему делу. А, ведь и обучение бывает разным (хотя стандарт, вроде бы один).

         И, ведь, «пророков» в российской  медиации много! «Пестрят» своими пониманиями, ссылаясь на Запад и Восток, на Африку и Азию.  В тоже время, Интернет, где поучают других, не показывает информации учителей об их практическом опыте. То же можно сказать и об объединениях медиаторов. И тогда, встает вопрос: откуда пришло понимание практики медиации и на основании чего мы поучаем  других? Мы пишем это не для того, чтобы кого-то унизить, а для того, чтобы обратить внимание тех, кто интересуется медиацией на опасность всевозможных мифов и интерпретаций в связи с медиацией. Есть опыт: люди заблудившиеся в лесу - ходят кругами. Если есть компас - пойдешь, куда нужно. И если компас есть - покажи его.

         В связи с появлением института Уполномоченных появилось большое количество медиаторов, готовых работать с очень сложными конфликтами, которые поступают Уполномоченным.

         В 2013 году магистры и студенты СПбГУ исследовали развитие практики медиации  в РФ. Реально за 2012 год в стране  проведено около 1000 медиаций ( из них, 402 - НП «Лига медиаторов»).

         Мы, «лиговские», обычно говорим начинающим: «После 10-ти своих медиаций у вас появляется уверенность в том, что вы может стать медиатором, а после 50-ти, - вы - МАСТЕР! Подтвердите, что вы их провели! Покажите, свои результаты! - Вот вам знак «Мастер медиации»! Мы вами гордимся. - Идите и рассказывайте, как дошли до жизни такой!»

         Вывод: как бы, мы все не гордились своей принадлежностью к ней, медиация в России пока не стартовала. Туман, ее окутывающий, не дает видеть ростков и проростков!

         В большом перечне трудностей (вполне, характерных для любой новой профессии) выделяется тема передачи опыта начинающим. Поэтому мы не зря вынесли в заголовок и связали супервизии и практику медиации. Медиация и есть практика, без нее - она «болтовня»!

          Передача опыта сегодня  возможна только через профессиональные объединения. Ну, казалось бы, почему? Ну, собрались на троих и открыли юр. лицо: приходите клиенты! Мы вас ждем! Мы классные специалисты и ДОРОГИЕ!

         «Добыча медиации» - самое сложное сегодня! А, опыт возможен пока только, как коллективный! Ведь, медиатор - уникальный специалист. Их нельзя «готовить», как слесарей или водителей.

         Давайте, посмотрим, с чем приходится сталкиваться обученному технологии медиатору. Допустим, есть сторона, обратившаяся к вам. Что с ней делать? Написать ей письмо? Позвонить? Прийти самому? Как отличить желание стороны найти решение в конфликте/споре, от желания «использовать» вас, «утвердится» в глазах третьей стороны, отомстить, потянуть время, «просто поплакаться»?  Как работать с представителем стороны? Зачем, в конце концов, вы представителю нужны?

          И, если вы смогли отработать эти и еще множество подобных вопросов, то перед вами возникает другая сторона конфликта, которая, обычно, сильнее, и она, обычно, считает, что ей вы совсем не нужны. У нее множество отработанных реальной жизнью вариантов, как воевать и как побеждать. Или, ситуация, когда сильная сторона не хочет платить за медиацию, отсылая к слабой, чтобы та оплатила?  Если конфликт ресурсный, то как вам, до этой,  второй стороны добраться? На пути к ней, у вас много препятствий...

         Допустим, вам удалось по посредничать. Как удержаться в виде третьей стороны, чтобы, когда они узнают самое  для себя невероятное: на самом деле, они не против договориться. Что нужно делать, чтобы они не отбросили вас, после всех ваших трудов и не попытались договориться сами, причем, на вас сэкономив и, при этом, как показывает опыт, без вас, все равно не договорятся?

         Следующая линия препятствий - это, заключение Соглашения о проведении процедуры медиации.  По каким расценкам работать? Как брать предоплату? Где проводить медиацию? Документооборот. Взаимодействие с судом. Что делать, если стороны решают вести переговоры накануне судебного заседания или они просят от вас письмо о том, что хотят пройти медиацию для предъявления в суде?

Что делать, если соглашение о проведнии процедуры есть, а судья не хочет откладывать дело? На какой срок его откладывать?

         Что делать, если идут поочередные судебные процессы, с поочередным выигрышем каждой из сторон? Что делать, если вы не укладываетесь в срок отложения, о котором сами и просили? Стороны ведут переговоры, но не верят друг другу. Уступки одной стороны не сопровождаются значительными уступками другой. Переговоры начинают разваливаться. Или стороны почти договорились и заявляют вам о том, что вы им больше не нужны, они сами доработают соглашение?

         Стоит ли говорить  о том, что в работе постоянно случается множество всяких, ньюансов и  проблем? Конечно, все их не предскажешь, но есть основополагающие методы и способы, на которые медиатору необходимо опираться.

         Чем отличался 2013 год от предыдущего? Большим интересом к медиации и «примеркой» ее на различные проблемные вопросы бизнеса. При этом, у перспективных клиентов постоянно присутствует ряд требований:

медиатор должен иметь достаточный практический опыт, за него кто-либо должен поручаться и он должен иметь хорошую школу медиации (что вторично).  Это подтверждает практика ряда регионов, где есть настойчивые энтузиасты-медиаторы. Они консолидируются в группы и принимают к работе за вознаграждение медиаторов, прошедших стажировки в районных и мировых судах, набравшие опыт более 10-ти медиаций (потому что здесь пока можно быстро «наладить» и получить опыт «на потоке»).

         Сегодня, комплексная полевая супервизия примирительных процедур и медиации  почти не развита. Возможности Лиги еще недостаточны для широкого распространения. Точкой входа в такую супервизию является первый контакт с одной из сторон с последующим  выходом медиатора на переговоры и сопровождение супервизором всего процесса медиации со сторонами до ее завершения.

         Пилотные проработки делались нами в 2013 году, в виде межрегиональной медиации. Анализ показал проблемную область для проведения такой супервизии в виде преждевременности (неготовности медиаторов в регионах)  и высокой затратности такой работы, а также нехватки супервизоров, способных сопровождать реальные случаи в других городах. Пока не проявлен интерес и к вэбинарам по супервизии, который мы пытались развивать в 2013 году. 

         Скорее всего, сейчас уместен первый шаг - вхождение в супервизию по  ресурсным конфликтам через уже работающие в своих городах группы. Этот вид супервизии ограничен и пока останется в «стенах» Лиги до тех пор, пока не будут подготовлены семинары по этой теме.

         Но первый семинар уже появился и прошел проверку. В конце 2013 года проведен 3-х дневный семинар «Практика конфликтологического консультирования», который частично решает проблемы взаимодействия с клиентами в ситуации конфликта.

         Таким образом, проблемная область медиации переместилась из области обучения в область маркетинга и конфликтологического посредничества, где  стажировки и супервизия играют ключевую роль.